КОРРОЗИОННЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯДлительно эксплуатируемые металлические пролетные строения обычно имеют коррозионные повреждения, степень которых зависит от способов защиты от коррозии и качества текущего содержания. Коррозионные повреждения, уменьшая площадь сечения элементов, снижают их грузоподъемность. Кроме того, совместное воздействие коррозии и циклических напряжений может вызвать коррозионно-усталостные трещины, которые начинаются обычно в зонах концентрации напряжений.
Скорость развития коррозии зависит от целого ряда факторов: химического состава металла, его обработки и защиты, разновидности агрессивной среды, влажности, температуры, напряженного состояния и др. Главной причиной коррозии является увлажнение поверхности металла. Экспериментально установлено, что в среде с относительной влажностью менее 40 даже при наличии загрязнений, коррозия не возникает. При относительной влажности воздуха более 70 что
соответствует реальным условиям эксплуатации моста) поверхность металла заметно адсорбирует влагу из воздуха в количествах, достаточных для развития коррозии. Загрязнение воздуха химически агрессивными элементами и соединениями, а также наличие их на поверхности конструкции способствуют ее коррозии. Влияют на развитие коррозии и колебания температуры: повышение ее ускоряет коррозию, понижение замедляет. При отрицательных температурах развитие коррозии практически прекращается.
В зонах концентрации напряжений, в особенности при относительно высоких номинальных растягивающих напряжениях (140 МПа для стали СтЗ мостовая), наличие коррозии является дополнительным микроконцентратором, способствующим образованию трещин.
Различают два вида коррозии: поверхностную распределенную по поверхности элемента и местную в виде очагов.
Поверхностной коррозии подвержены главным образом элементы нижних поясов ферм, пояса балок проезжей части, связи между фермами и продольными балками. В нижних поясах главных ферм вследствие отсутствия или недостаточности дренажных отверстий, а также в результате плохой очистки нередко образуется застой воды и скопление грязи, вызывающие коррозию элементов.
Развитие местной коррозии часто отмечается в элементах проезжей части. В продольных балках чаще всего подвергаются коррозии верхние горизонтальные листы, а при их отсутствии горизонтальные полки верхних поясных уголков в местах контакта с мостовыми брусьями. Ускоренная коррозия здесь объясняется быстрым разрушением слоя краски, а также контактом металла с увлажненной древесиной.
В узлах прикрепления продольных связей к поясам главных ферм и поперечных балок развивается коррозия от скопления в этих местах грязи. У поперечных балок местной коррозии подвержены верхние горизонтальные листы и фасонки в нижних узлах прикрепления к главным фермам.
|